общественное движение

Зрители, столкнувшись (это слово не зря напоминает автодорожное происшествие) с выставкой «Россия для всех», часто задают один вопрос: «Вот вы пишите на своих картинах: еврей, грузин, немец. А зачем вообще делать акцент на нерусскости? Выставка ведь акцентирует нерусскость культурной элиты».

Эта мысль ведёт к примерно такому вердикту: «Какими же недальновидными надо быть, чтоб разъезжать с такой выставкой по стране, где проживает более 80% русских (пусть даже часть из них только обрусевшие), которым, тем не менее, назойливо напоминают об их нерусскости». Иногда выражаются и пожёстче.

Что можно ответить на подобные всплески эмоций? О нерусскости нам напоминают те, кто выдвинул в начале XXI века лозунг о том, что государство, в котором мы живем (и которое называется РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) — «для русских». Вот мы и спрашиваем у них, а заодно у тех, кто к ним собирается примкнуть: как будет определяться русскость?

Похоже, тем, кто рассуждает о «нерусских» персонажах выставки, уже известен ответ на этот вопрос, поскольку они уверены, что в арт-проект «не включены русские». Вот тебе бабушка и Юрьев день! Значит, св. Александр Невский, Александр Суворов, Василий Жуковский, Николай Гоголь, Василий Шукшин и многие другие — не русские?

Другая часть зрителей вообще не задаёт вопросов, а радостно восклицает: «Вот и прекрасно! Вот и замечательно! И всё равно, они — русские».

Не хочется нарушать идиллического настроения этой категории зрителей, но и тут придётся ставить точку над i... Феофан Грек, Витус Беринг или Исаак Левитан, не говоря о представителях советской научной элиты — Абраме Иоффе, Льве Ландау, Дитмаре Розентале весьма удивились бы, когда услышали, что они, оказывается, «русские».

Давайте объяснимся, наконец. Предлагаем зрителям выставки и посетителям сайта блиц-опрос, результаты которого опубликуем в начале следующей недели. Если есть ещё варианты ответов — предлагайте.

[версия для печати]

Голосование

Что объединяет персонажей выставки «Россия для всех»?