общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

«А ЧТО С ЭТИМИ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ?»

Тема: национализм

пост в блоге

« вернуться к списку

Блогер marina_munk обращается к своим читателям.

В предыдущие дни на сайте ОпенСпейс.ру освещали проект «Россия для всех», который побывал уже в нескольких городах России и сейчас демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке. Мое мнение о проекте, высказанное в комментариях, было встречено его идеологами в штыки. Интересно, какое впечатление эта выставка произвела на Вас: вызвала ли прилив интернационального чувства?

Мои соображения: Проект был задуман В. Бондаренко в ответ на события прошлого года на Манежной площади, когда националисты скандировали лозунг «Россия для русских». В противовес этому недружественному выпаду (для других равноправно входящих в состав РФ национальных этносов) Виктор Бондаренко создал виртуальный «расстрельный список», в который вписал выдающихся деятелей русской культуры, по своему кровному происхождению отличающихся от русского этноса. И таким способом задает русским националистам вопрос: «А что с этими будетеиделать?». Я с такой постановкой вопроса в принципе согласна. Но ставить его надо было тогда, а не год спустя. Если бы художественный список был смонтирован на Манежной площади сразу после тех событий, то он бы работал по верному адресу. А так...

Прошел год, проект «расстрельных списков» назвали «Россия для всех» и снабдили эпиграфом, провозглашающим интернационализм. Его возят по России и показывают широкой публике, а не только националистам. Так сказать, в назидание. Идеолог проекта В. Бондаренко убежден в чудовищном национализме всех россиян, которым нужно покаяться перед малыми этносами за все исторические преступления прежних режимов. По-словам спикера проекта Романа Багдасарова, «БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ НАЦИОНАЛИСТАМИ. Даже, если не подозревают, даже если считают себя толерантными. Национализм очень глубоко сидит в человеке, его нужно осторожно деконструировать, чтобы стать свободным, и при этом не выплеснуть с водой ребёнка». И каким же образом производится деконструкция?

Визуально проект представляет собой 84 живописных таблички с именами знаменитых людей и красивыми подписями, обозначающими их национальность по крови. На табличках нет ни одного имени с подписью «русский». Первое, что бросается в глаза зрителям, смотрящим на стену — «русских» по крови отделили от «не русских». Чувствительному зрителю неприятно такое противопоставление. Какая же это «Россия для всех», если в ней нет русских? И вообще разве настоящий интернационалист станет заострять внимание на национальных корнях?

Зритель-интеллектуал справедливо отметит абсурдность «говорить (судить) о национальности человеке по национальности одного из родителей (или более дальних родственников)». А среднестатистический зритель, глядя на эти таблички, лишь простодушно удивится, что Владимир Высоцкий по отцу — еврей, а Патриарх всея Руси — немец; или начнет подсчитывать, а сколько у него в роду каких долей. Он и не подозревает, что его превентивно воспитывают в интернациональном духе.

Если социально-художественный проект вызывает у зрителя противоположное впечатление или вообще ничего не вызывает, то для чего он нужен? Мне могут возразить, что список составлен от имени персонажа-националиста и проект нужно понимать как симуляцию «расстрельных списков». Но художественная симуляция снабжается соответствующими эпиграфами, а тут все наоборот, потому что в виде «расстрельных списков» никто бы этот проект на широкого зрителя не выпустил. Так что записной националист на него и ухом не поведет.

В результате получилось банальное и неделикатное высказывание на болезненную национальную тему, распиаренное его околовластными пропагандистами. А монтаж в виде шпалерной развески вызывает ассоциацию с мемориальной «кладбищенской» стеной.

Текст: marina_munk
Источник: Журнал независимой арткритики

[версия для печати]