общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

«ЭТО ПИСАЛ СУМАСШЕДШИЙ»

Тема: выставка «россия для всех»

репортаж

« вернуться к списку

«Иисус Христос — еврей по матери», «Святой Пафнутий Боровский — татарин», «Владимир Высоцкий — еврей», «Александр Невский — внук осетинки» — 80 имен, которые без преувеличения должен знать каждый. И всех, от древних святых до прославленных спортсменов и артистов наших дней, аляповатые плакаты грубо обличают в нечистоте крови. Авторы проекта коллекционер Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов именно таким видят свой художественный ответ национализму.

Открывалась выставка хоть и в провинции, но при большом скоплении столичных гостей: певец Иосиф Кобзон, чье имя и национальность — черной краской на грязно-желтом фоне — стали частью экспозиции, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин с дочерью Ириной, телеведущие Александра Буратаева и Светлана Сорокина, писательница Мария Арбатова. Принимал гостей создатель Тверского центра современного искусства Марат Гельман.

В галерее Марата Гельмана, где даже ржавая крыша становится частью экспозиции, зрителю не привыкать к любым формам выражения мысли художника. И все же две стены, сверху донизу расписанные расистскими высказываниями, производят очень сильное, но жуткое впечатление.

Своими впечатлениями корреспондент «РГ» поделилась с автором проекта художником Дмитрием Гутовым.

Дмитрий Гутов: Сильный эффект это именно то, на что мы рассчитывали. Идея создать выставку из одних только имен родилась у нас с Виктором Бондаренко уже давно. В декабре, после событий на Манежной площади, Виктор позвонил мне: что-то нужно было делать. И я вдруг отчетливо представил себе сумасшедшего националиста, который по ночам ходит с ведром краски по городу и на заборах и гаражах пишет имена великих людей, у которых он обнаружил «неправильные» корни. Этого человека не волнует содержание, ему плевать, чем знамениты эти люди и что они сделали для страны. Эму важна лишь их этническая принадлежность. У нас даже был такой вариант названия: «Расстрельные списки русского националиста», куда фактически попадает вся русская культура.

Российская газета: Едва ли рядовому скинхеду известна хотя бы половина названных имен.

Гутов: Думаю, большинство о них хотя бы слышали, достаточно курса средней школы. Хотя для мальчишек с Манежной и Пушкин не авторитет. «Кто дал право этому черному учить нас русскому языку?» — возмущаются они в Сети. Нельзя забывать, что выставка, несмотря на жесткое социальное содержание, — это в первую очередь искусство. В огромном пестром полотне, которое воплощает культурное и национальное многообразие России, чувствуется эстетика и красота. Мы и не рассчитываем кого-то воспитать или переубедить. Цель выставки — общественная постановка проблемы, на которую уже просто невозможно закрывать глаза.

Текст: Адиля Зарипова
Источник: Российская газета, 14.06.2011

[версия для печати]