общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

OBS-WERNER: У ВЫСТАВКИ ОТСУТСТВУЕТ АДРЕСАТ

Тема: выставка «россия для всех»

пост в блоге

« вернуться к списку

Выставка под названием «Россия для всех» открылась 29 сентября в филиале Русского музея, Мраморном дворце. Её авторы — продюсер Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов, решили напомнить россиянам о том, что национализм, который в последние годы вошёл в моду, должен снова стать постыдным.

Для этого было написано 80 «картин», изобличающих настоящую родословную величайших людей русской истории. Шрифтами, стилизованными то под надписи на заборе, то под советский плакат, сообщены нехитрые послания: Святослав Рихтер — немец, Марис Лиепа — латыш, а Феофан Грек — грек. Посетителя ждёт масса новых открытий: авиаконструктор, главный разработчик истребителей МиГ Артём Микоян — армянин, Барклай-де-Толли — немец французского происхождения, а композитор Ян Френкель — никогда не догадаетесь — еврей.

Идея составить подобный список Виктору Бондаренко пришла после событий на Манежной прощади в декабре прошлого года, когда обезумевшая толпа орала экстремистские речёвки, избивала людей и исписывала все окрестные стены слоганом «Россия для русских». «О том, что Россия — многонациональная страна, говорится в первых строчках Конституции. Видимо, людям нужно лишний раз напомнить об этом. Если Россия — для русских, то что мы будем делать с Богоматерью, Высоцким и Цоем?» — спросил Виктор Бондаренко на открытии выставки. По его мнению, «единственный выход — заявить — «Россия для всех!». Надо отметить, что содержание несколько оспаривает название, потому что среди восьмидесяти великих людей, нет ни одного русского.

Марат Гельман, выступавший с речью вместо отсутствующего каллиграфа Дмитрия Гутова, отвечал за художественную сторону акции. «Россия всегда была литературоцентричной страной со сложным отношением к изобразительному искусству. Мы отчётливо видим дистанцию между автором и персонажем в литературе, в кино, в театре, но категорически не признаём её в живописи. С этим нужно что-то делать», — уверен знаменитый галерист. Неподготовленной к «современному искусству» публике, Гельман попытался объяснить сложность проведённых работ — энциклопедических, исследовательских и каллиграфических. «Дима каждый раз выдумывал новый почерк, а это очень кропотливый труд».

Наверняка посетители Мраморного дворца оценили смелое высказывание авторов. Действительно, национализм — серьёзная проблема, о ней надо говорить открыто, решительно, во весь голос. Этот яд способен разрушить огромную страну, поэтому чем чаще мы высказываемся против, тем лучше. Но высказываясь, желательно понимать адресата своего послания. Националисты с Манежки рисовали свастики и лозунги на стенах и в переходах метро. Они писали «Россия для русских» так, чтобы это увидели все. А художники, решившие им ответить, повесили своё послание в музее, и тихо презентовали его интеллигентной аудитории. Сразу возникает наивный вопрос: неужели посетителю Русского музея нужно напоминать о том, что Александр Бенуа — француз, а бить чернокожих — нехорошо? Или акцию предполагается пиарить среди футбольных фанатов, «толкая» билеты после матчей «Зенита»?

Конечно же, нет. У этой выставки, выдающей прописные истины за откровение просто-напросто отсутствует адресат. Титанические усилия мастеров современного искусства смогут породить лишь сухое причмокивание праздно шатающегося по Мраморному дворцу эстета. А прохожие на Манежной, равно как и граждане, спешащие по Невскому, всё равно останутся не в курсе.

Источник: Музыкальный вестник

[версия для печати]