общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ОТКРЫЛАСЬ СКАНДАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

Тема: выставка «россия для всех»

репортаж

« вернуться к списку

Сегодня в нижегородском центре современного искусства «Арсенал» был презентован нашумевший проект Виктора Бондаренко и Дмитрия Гутова — ответ тем, кто разделяет лозунг «Россия для русских!». «Россия для всех» выставляется в России всего в третий раз, следом после Твери и Перми. Но за это время выставка успела вызвать множество неоднозначных оценок. Авторы проекта предлагают особый взгляд на российский «национальный вопрос» через осмысление российской истории и цивилизации, персоналий, в разные эпохи создававших российскую историю.

Всего художник Дмитрий Гутов создал для проекта 80 картин. «Андрей Боголюбский — половец по матери», «Пушкин — арап по прадеду», «Александр Невский — внук осетинки», «Петр Чайковский — внук француза», «Константин Циолковский — поляк по отцу, татарин по матери», «Виктор Цой — кореец по отцу», «Исаак Дунаевский — еврей» — это картины-тексты, имена и констатации фактов этнического происхождения.

По мнению авторов, в контексте нынешней России сухая констатация имеет парадоксальный эффект: указание происхождения читается как обвинительный ярлык. Все слова в проекте просты по своему значению — это обращение к сознанию российского обывателя, который не умеет воспринимать слова «еврей», «чукча», «поляк» и «грузин» нейтрально.

Как отметил коллекционер и меценат, автор идеи проекта Виктор Бондаренко, эта выставка — своеобразный ответ на декабрьские события на Манежной площади. «У меня вопрос к этим людям — а кто такие русские? Как их определить?, — спрашивает Бондаренко. — Это ведь добрый проект, не в пику, а как предложение диалога».

Тем не менее, проект вызвал в большинстве случаев негативные оценки. Авторов обвинили в передергивании и даже в национализме. У многих возникли вопросы к выборке имен для выставки, кто-то критиковал исполнение, а некоторые спорят с утверждениями, которые значатся на картинах. Авторы включили в проект и религиозных персонажей — евреев Иисуса Христа и Марию Богоматерь.

По словам художника проекта Дмитрия Гутова, изначально проект задумывался как «расстрельные списки русского национализма». Именно так хотели назвать этот проект. «Почти у каждого русского можно найти корни других национальностей. Мы изначально многонациональная страна, — говорит Гутов. — Я создавал эти 80 картин четыре месяца. После этого я просто возненавидел запах краски. В данном случае было важно не как, а что. Первой попавшейся кистью по первому попавшемуся фону». На презентацию выставки в Нижний Новгорода приехал и идеолог современного искусства Марат Гельман. В скандальной майке «Питерские ах*ели» он очень органично вписывался в общее настроение выставки.

Гельман обратил внимание на то, что россияне очень категорично относятся к творчеству художников, потому что воспринимают картины, как личное мнение автора. «Мы не умеем понять, что художник, как и писатель, может высказываться от третьего лица. Зритель отрицает зеркало, в которое смотрит. Ведь искусство это не лекарство, а боль. Оно лишь фиксирует состояние, которое не все готовы принять», — сказал он.

Кроме этого, Гельман отметил и стиль исполнения надписей. «80 способов уйти от каллиграфии — это непростая работа. А имитация граффити на городских стенах — это способ говорить на одном и том же языке с теми, кто пишет все эти националистические слоганы», — сказал он.

Как сказал один из авторов проекта, отвечающий за историческую составляющую содержания надписей, это своеобразная «культурная таблица Менделеева», которая призывает сохранить в обществе надэтническое пространство — «если получится, у нас есть будущее».

Текст: Валерия Менская
Источник: НЬЮСРУМ

[версия для печати]