общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

В. БОНДАРЕНКО: «МЫ ОЧЕНЬ ТОЧНО НАПИСАЛИ НАШУ АКТУАЛЬНОСТЬ»

Тема: современное искусство

интервью

« вернуться к списку

2 октября вновь обострилась ситуация вокруг резонансной выставки «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана. Следственный комитет начал доследственную проверку работ художницы Евгений Мальцевой на предмет разжигания религиозной розни. Одновременно группа казаков провела несанкционированную акцию протеста у центра современного искусства «Винзавод». Организатор выставки Виктор Бондаренко заявил, что уголовное дело следует возбуждать против патриарха.

— Следственный комитет начал доследственную проверку выставки «Духовная брань» на предмет возбуждения ненависти и вражды. Как вы можете прокомментировать ситуацию?

— В моем понимании ситуация очень печальная. Если бы мы жили в правовом государстве, то было бы хотя бы понятно, что мы нарушили, что художнику можно писать, что нельзя. Декларируется, что у нас нет цензуры, что у художника есть свобода самовыражения. А на деле нет офицера, офицерской чести, независимого следователя, независимого прокурора. Как я вижу — возможно, меня сейчас опять обвинят в том, что я кого-то оскорбляю, — есть холуи, которые выполняют приказ главного холуя. Поскольку мы никогда не знаем, какой верхний холуй отдал приказ и в чем суть приказа — размазать ли печень по асфальту, замочить, осадить, оштрафовать, — мы будем сидеть ждать.

Никуда бежать мы не собираемся. Это наша страна, у нас есть Конституция. Как верующие против сатаны поднимают крест, так я поднимаю против этих бесов Конституцию. Я ничего не нарушил. Я православный христианин. Я член попечительского совета Государственной Третьяковской галереи, почетный член Российской Академии художеств. Человек, который сделал множество выставок и собрал лучшую коллекцию древней русской иконописи и большую коллекцию современного искусства. Поэтому попы в рясах для меня не авторитет и не могут говорить мне, что является искусством, а что нет.

— Так в чем, собственно, состоит разжигание розни?

— Наверное, это их нужно спросить, в чем они видят разжигание розни. Когда патриарх выходит и говорит, что у нас православная страна, я точно вижу, что его нужно судить за разжигание розни и подрыва конституционного строя Российской Федерации. Когда я слышу слова патриарха о народе-богоносце, я точно знаю, что это нацистские высказывания и что за это нужно возбуждать уголовное дело. Человек, который так говорит и думает, в моем понимании, не христианин. Он мошенник с крестом и Христом. Потому что у Христа все люди равны: нет эллина, нет иудея, нет скифа, нет варвара.

— Сама идея выставки подразумевала политическое высказывание?

— Нет, идея выставки не подразумевала политического высказывания. Точно так же, как Шишкин или Саврасов не подразумевали. Или Перов не подразумевал, когда писал «Монастырскую трапезу» или «Чаепитие в Мытищах». Он писал свою жизнь, свою актуальность. Мы пишем нашу актуальность. В свое время церковь потребовала отправить Перова на Соловки. Я думаю, с нами произошло то же самое: мы очень точно написали нашу актуальность. И реакция на это, и тот факт, что меня и художника сегодня вызвали в Следственный комитет, показывает, что мы написали истину. Мы подставили зеркало. И людям не нравится, королям не нравится, когда кто-то встает и говорит, что король голый.

— О чем вас спрашивали следователи?

— Спрашивали, хотели ли мы оскорбить чувства верующих, в чем смысл выставки, не исказили ли мы образ Бога. Хороший вопрос, да? Такой же вопрос можно в храме Христа Спасителя задать — не исказили ли там образ Бога на всех иконах, которые там висят. Кто видел Бога, не знаете? Все было очень корректно, вежливо. Но они просто исполнители: сказали пожарить стейк — пожарили. Как в ресторане. А кто этим дирижирует, мы можем только догадываться.

— Вы общались с активистами, протестующими против выставки?

— Нет. 20 сентября одна бесноватая, называющая себя православной, облила меня святой водой. Если я сатана, что со мной должно было случиться? Так что спасибо ей — она доказала, что я не сатана. А вот в нее еще не плескали водой.

Виктор Бондаренко

Родился в 1950 году в Харькове. Издатель, предприниматель, коллекционер, меценат. Владелец одной из лучших в России коллекций православных икон. Организовал крупные выставки отечественной иконы в Третьяковской галерее: «И по плодам узнается древо» (2003), «Иконопись эпохи династии Романовых» (2008). Также выступал организатором нашумевшего проекта современного искусства «Deisis/Предстояние» (2004) в ГТГ.

«Духовная брань» vs духовное пение

Выставка художницы Евгении Мальцевой представляет собой экспозицию из четырех «икон» на дереве и трех картин, в героях которых угадываются участницы панк-группы Pussy Riot в разноцветных балаклавах. Они изображены с золотым нимбом вокруг головы. Открытию экспозиции 20 сентября в галерее Марата Гельмана, расположенной на территории «Винзавода», пытались помешать казаки-хоругвеносцы, устроившие возле входа в центр современного искусства песнопение.

Текст: Инна Логунова
Источник: Московские новости

[версия для печати]